Опыт подготовки к олимпиадам

Организация и проведение мероприятий, активизирующих
интеллектуально-познавательную деятельность школьников, является
чрезвычайно важным, особенно среди большого многообразия форм,
методов, видов обучения, которые предлагают ученику современные условия
модернизации отечественного образования. Складывающаяся система
школьного образования направлена на повышение качества образования, и
развитие интеллектуальных способностей обучающихся рассматривается в
ней как принципиальное условие. Такая ситуация актуальна не только в
системе школьного, но и дополнительного образования, помогающего не
только проявить и расширить разносторонние интересы обучающихся, но и в
процессе обучения освоить будущую специальность. Поэтому социально
необходимо и теорию, и практику обучения организовывать таким образом,
чтобы развитие интеллектуального потенциала обучаемых поддавалось
управлению, ибо оно напрямую влияет на наличие образованных людей,
способных к творческой деятельности, созданию принципиально новой
системы образования или качественной ее модернизации, как в настоящем,
так и в будущем. Необходимо предоставить как можно больше возможностей
обучающимся, сознательно стремящихся к самореализации в
интеллектуальной творческой деятельности, оказать всемерную поддержку в
их развитии как за счет более полной реализации имеющихся форм
организации обучения, так и путем создания новых образовательных форм,
то есть форм обучения и воспитания.
«Олимпиады школьников, прежде всего, предметные олимпиады, в
условиях современной школы являлись и являются действенным средством
формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности
учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и
расширения знаний школьников по предмету», — говорит об олимпиаде В.
П. Архипов (Архипов, В. П. Рейтинговые олимпиады как форма развития
интеллектуальной деятельности школьников/ В. П. Архипов, С. А. Чопчиян.
// Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. —
Белгород, 2005. — № 4. — 11–13 с.).
Учитывая современные реалии образовательного процесса, в МАУДО
ДШИ, на протяжении многих лет, начиная с 90-х годов XX века, проводятся
школьные олимпиады, викторины и конкурсы по музыкально-теоретическим
предметам: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.
Причем, олимпиады проводятся как в очном, так и в заочном формате.
Первоначально было много споров и вопросов о проведении дистанционных
викторин и олимпиад, их необходимости и пользе, но современные методы
обучения показали важность и актуальность их проведения и использования
в образовательном процессе. Принимая участие в дистанционных проектах,
обучающиеся, тем самым, могут выстроить траекторию своего образования,
получая не только знания, но и развиваясь как личность, а также получить

возможность новой оценки образовательных результатов. Дистанционный
конкурс – увлекательная и эффективная форма занятий.
В первые годы организации викторин и олимпиад они проходили
только в рамках учреждения, но со временем выявилась необходимость
расширения количества участников за счет обучающихся в музыкальных
школах и школ искусств города Томска, а со временем и Томской области,
повысился статус подобных «творческих состязаний». С 2012 года, областная
олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам, автор и создатель –
преподаватель Плеханова Татьяна Анатольевна, была внесена в список
рейтинговых мероприятий Департамента по культуре Томской области. Эта
олимпиада весьма востребована учреждениями дополнительного
образования Томской области, о чем говорит большое количество участников
в ней.
На наш взгляд, формирование условий для стимулирования
познавательной активности учащихся через использование современных
информационно – коммуникационных технологий является, ключом к
решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого
потенциала современного  школьника.
Цели и задачи участия в конкурсах, олимпиада и викторинах:
– выявление  творческих детей, их поддержка и поощрение;
– выявление и развитие  познавательных и творческих способностей
детей, расширение кругозора обучающихся;
– развитие чувства солидарности, здорового соперничества;
– предоставление участникам олимпиад возможности соревноваться в
масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках
открытых творческих конкурсов.
Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах
является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к
окружающему миру, развитие ключевых компетентностей обучающихся.
Каковы темы этих викторин и олимпиад? Откуда они возникают? Темы
олимпиад проявляются из общей тематики обучения и программ по
музыкально-теоретическим предметам, помогая расширить рамки изучаемых
предметов: «Русская музыка XVIII века», «Романтизм в музыке», «Музыка
Бетховена», «Венский классицизм» и др. Каковы результаты проведения этих
мероприятий как в рамках школы, так и на областном уровне?
Школьные олимпиады по сольфеджио проходят один раз в год, где
участниками становятся все обучающиеся по дополнительным
предпроффессиональным программам в области музыкального искусства,
что способствует выявлению не только высоких показателей
результативности в усвоении пройденного материала, но и недочетов в
образовательном процессе, помогая выравниванию уровня и качества знаний
обучающихся.
Олимпиады по предмету «Слушание музыки» помогают не только
проявить свои знания, полученные на уроках по темам «Танцевальные

жанры», «Знаток музыкальных инструментов», «Маска, я тебя знаю» (о
музыкально-театральных жанрах), «К. Сен-Санс «Карнавал животных»,
«П.И. Чайковский «Времена года», но и показать первые навыки обобщения
музыкального материала, умение ориентироваться в теоретических понятиях
и знании музыкального звучащего материала.
Практически каждый обучающийся МАУДО ДШИ обязательно
становится участником подобных олимпиад, сумев проявить собственное
отношение к музыке и музыкальным предметам.
Таким образом, практика использования в образовательном процессе
олимпиад и викторин показала, что интеллектуальные состязания влияют на
формирование активной позиции обучающихся, воспитывают чувство
уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение
реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент
личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели
и задачи, а также формируют профессиональное отношение к изучаемым
предметам, выполняя роль профессионального ориентирования в рамках
МАУДО ДШИ.