ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАУДО ДШИ

Для каждого преподавателя основополагающим фактором в работе является конечный результат, то есть реализация комплекса задач, которые были поставлены на протяжении всего периода обучения ребенка в МАУДО ДШИ. Урок по специальности фортепиано никогда не ограничивается лишь игрой на инструменте. Творческая работа объединяет и развивает учеников, поэтому полноценным обучением в игре на инструменте является сочетание двух форм работы – профессиональной и творческой. Два этих направления педагогической деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в работе преподавателя отделения «Фортепиано» МАУДО ДШИ Колесниковой Ларисы Васильевны и является педагогом-новатором в этой сфере.

В своей педагогической практике она активно использует преимущества проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций и творческих способностей обучающихся, где ключевые компетенции формируются не по отдельности, а в целостной системе. В проектной деятельности новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской работы, а участие в проекте развивает социальную, коммуникативную и творческую сторону личности ребенка.

Мы представляем опыт работы с обучающимися над интегрированными проектами и предлагаем познакомиться с некоторыми из них. Интегрированный проект – это не просто соединение предметов, это их объединение на основе общего подхода, воплощение межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате обучающиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть достижениями мировой культуры, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к будущему, устанавливать связи между различными областями знаний, что помогает представить картину мира как непрерывный процесс развития, восхождения к вершинам творческого духа.

Проекты на исполнительских отделениях имеют одну особенность: обучающиеся обязательно разучивают пьесы, связанные с тематикой проекта, тем самым реализуя свои исполнительские навыки и представляя их на защите проекта, если есть необходимые условия для этого (рояль в зале). Если такой возможности нет, то предварительно делается запись пьесы, чтобы продемонстрировать ее при защите проекта.

Для успешной реализации интегрированных проектов существует еще один немаловажный фактор: преподаватели – руководители проектов – должны быть единомышленниками, обладающими общими взглядами на исследуемую проблему, иметь творческий подход в поиске новых путей и решений. Они должны координировать свои действия, направляя обучающихся на открытие новых знаний, помогая им объединить навыки по различным предметам в единую систему. В этом плане у нас налажены контакты с коллегами-пианистами и преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, с которыми мы тесно сотрудничаем на протяжении ряда лет.

За последние пять лет примеров подобного рода в деятельности Ларисы Васильевны накопилось уже достаточно много. Апробация результатов проектной деятельности осуществляется на конференциях и конкурсах различного уровня, от областного до всероссийского, неизменно получая высокие оценки компетентного жюри. Приведем темы таких проектов:

  • предметные области: музыка, игра на фортепиано и изобразительное искусство представлены в творческих проектах «Ночь светла» (образ ночи в искусстве), «Мой первый рэгтайм», «Джазовая палитра» (взаимодействие живописи и музыки), «Руки, которые стоят миллион!» (исполнительское искусство С.В. Рахманинова), «Ах, карнавал! Удивительный мир…», «Эти загадочные кошки», «Карнавал в Венеции: путешествие в сказку», «Эх, дороги…» (этапы пути русского солдата с первых дней до великой Победы в звуках и красках), посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Вместе весело играть!» (в классе фортепианного ансамбля);
  • музыка, игра на фортепиано, композиция и изобразительное искусство явились темой для творческого проекта «Василий Кандинский: диалог живописи и музыки» совместно с преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Плехановой Т.А.;
  • синтезу музыки и разных видов искусства посвящены творческие проекты «Магия этюда, или Этюд как явление художественного творчества», «А вы любите мультики?», «Мир моих увлечений: спорт, музыка и я», «Куклы – это серьёзно!»

О каждом из творческих проектов ее учеников можно говорить очень много, потому что в каждом из них есть своя изюминка, свои находки и открытия. Главный смысл проектной деятельности в области интеграции музыкального и изобразительного искусства и гуманитарных знаний заключается в создании образовательного продукта и приобретении обучающимися универсальных способов освоения действительности.

Практически значимым результатом проектной деятельности обучающихся являются создание собственных сочинений, рисунков, красочных презентаций, в которых они реализуют свои творческие возможности и знания по информатике, а также их успешные выступления с защитой проектов на конкурсах, фестивалях, в своей школе перед одноклассниками. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, чтобы сделать выступление ярким и запоминающимся, что пригодится в их дальнейшей жизни,

Развивающий характер проектного обучения предполагает воспитание в человеке способности к открытости, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений – все эти ценностные моменты обучения и содержатся в проектной деятельности, которая вносит разнообразие в учебную работу, стимулирует обучающихся к самостоятельному творческому поиску, способствует развитию инициативы.

Таким образом, применение интегрированных проектных технологий открывает новые перспективы в музыкальном воспитании юных исполнителей. Проектные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно обновить методы и формы работы, развивать индивидуальные способности учеников, усилить межпредметные связи в образовательном пространстве МАУДО ДШИ. Это позволяет решать главную задачу обучения – помочь посредством искусства и музыки в условиях применения инновационных технологий подготовить ученика к жизни, развивать его как самостоятельную и конкурентоспособную личность, что, в свою очередь, влияет на становление духовной культуры наших воспитанников в целом.